Денежное обращение в эпоху перемен Откуда берутся деньги Частные деньги Делай деньги
2. Кривые и области спроса

Наконец, хотелось бы отметить еще один интересный феномен, при котором имеет место инверсное движение кривой спроса. Как правило, кривая спроса падает по мере увеличения цены. Однако существует и парадоксальное поведение кривой спроса, которая возрастает именно с увеличением цены (см. рис. 30).

Это известный, по преимуществу в западной практике, феномен престижного потребления. В условиях потребительского общества основной способ «выделиться» человек находит в сфере прежде всего производства (в отличие от социалистического общества, где как раз культивировалось «выделение» в области производства. Вспомним «Доски почета», передовиков производства на телеэкранах и т. д.). И поэтому «выделение» происходит зачастую за счет дорогого товара, причем цена нередко мало связана с реальными потребительскими качествами товара. Вряд ли кто-нибудь скажет, что костюм «от Версачи» обладает десятикратно более высокими потребительскими качест- Рис.29.Влияниерекламынаобластьспроса

Рис.29.Влияниерекламынаобластьспроса

1 – начальная кривая спроса; 2 – кривая

спроса после рекламной кампании Рис. 30. Аномальное поведение функции

Рис. 30. Аномальное поведение функции спроса в области престижного потребления

вами по сравнению с обычным массовым костюмом, как это следовало бы исходя из его цены. Зато обладание таким костюмом сразу выводит его владельца в некий круг особых людей. И снижение цен на эти костюмы не только не приведет к росту продаж, а может, даже наоборот, их уменьшить, ибо этим самым товар выводится из элитарной группы.

Итак, мы описали основные принципы и понятия ценоустановления, которыми должен в явной или неявной форме руководствоваться любой производитель при запуске товара на рынок.

Следующий момент, не менее важный для практики, – проблема управления ценой уже в процессе функционирования товара на рынке. Но этот момент в современной западной науке является достаточно детально разработанным, и мы на нем не будем останавливаться.

Важность этого рассмотрения состоит в подтверждении того интуитивно ощущаемого практиками факта, что не существует алгоритма цены, который позволил бы чисто механически устанавливать цены товаров. Как бы экономическая наука ни утверждала противное, как бы ни убеждала, что у нее есть совершенно надежные рецепты, это не так. Цена всегда основана на знании и интуиции, ибо никакой, даже самый детальный, анализ не способен дать надежную кривую спроса, в ней всегда есть неопределенность и гипотетичность, ибо она имеет дело с людьми, с их стремлениями, представлениями и даже прихотями.

Цена – это искусство. Наука позволяет дать для этого искусства образы и язык, но решения всегда должен принимать сам предприниматель. Риск всегда за ним.

Перейти на страницу: 1 2 3 
 




Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.moneystylers.ru