Денежное обращение в эпоху перемен Откуда берутся деньги Частные деньги Делай деньги
Основы теории цен базисных товаров

Итак, мы увидели, что проблема установления цен на базисные товары пока не имеет решения и заведомо является чрезвычайно сложной, так как является сугубо нелинейной и замкнутой задачей. Здесь есть нечто общее с ситуацией в такой области физики, как общая теория относительности. В ОТО необходимо решить задачу о движении тел в пространстве, метрика которого создается этими же самыми телами. Точно так же и здесь. Мы должны решить проблему цен в денежном пространстве, метрика которого создается самими этими же ценами. Насколько нам известно, такого рода задач в теоретической экономике даже не ставилось, и никаких методов решения пока не существует.

Для того чтобы подойти к общему решению, начнем с простейшей модели. Пусть существует всего два базисных товара I

и II

, цены на которые z

1 и z

2 мы хотим установить. Предполагаем линейную зависимость цен товаров друг от друга.

Запишем общее уравнение зависимости цен товаров друг от друга.

z1 = a12 z2 [2]

z2 = a21 z1

Здесь надо сделать замечание. В рыночной экономике каждый из производителей может назначить собственные цены, не обращая никакого внимания на эту зависимость. Эта зависимость имеет место только для экономически обоснованных по принятому соглашению уместных цен. Уместные цены мы будем обозначать значком «0» вверху. Поэтому это соотношение можно переписать:

z01 = a12 z20 [3]

z20 = a21 z10

То, что такое соотношение для уместных цен может действительно существовать, следует хотя бы из опыта экономики западных стран, где базисные цены достаточно стабильны и, естественно, близки к уместным (в противном случае неизбежно было бы разорение для некоторых из производителей).

Из этих соотношений чисто математически следует соотношение для коэффициентов a

12 и a

21 :

a12 a21= 1 [4]

Рассмотрим теперь плоскость (z1 Оz2 ). Назовем эту плоскость ценовым пространством. Построим на этой плоскости прямые, отвечающие уравнениям [3]. Очевидно, что из учета соотношения [4] эти две зависимости выльются в одну прямую, исходящую из начала координат, которую мы назовем лучом уместных цен

, сокращенно ЛУЦ

(см. рис. 32). Рис. 32. Ценовая плоскость базисных

Рис. 32. Ценовая плоскость базисных товаров I и II

Точка на ценовой плоскости отражает ценовую ситуацию на рынке базисных товаров. Например, точка А соответствует ситуации, когда цена товара I

равна z

1А , а цена товара II

равна z

2А . Точка А

лежит на луче уместных цен, и потому обе цены являются уместными, и ситуация на этом рынке является нормальной. Точка В соответствует другому состоянию этих же товаров, возникшему вследствие инфляции. Как мы видим, инфляция не привела к расстройству этого рынка, так как оба товара вновь оказались на луче уместных цен.

Однако точка С

лежит уже вне луча уместных цен. Так как эта точка лежит выше ЛУЦа, то это означает, что товар II

находится в сверхприбыльном состоянии, причем величина z

z

2С’ есть сверхцена товара II

, а товар I

продается с убытками, равными z

z

2С . В точке D

ситуация обратная – товар I

продается со сверхприбылью, а товар II

с убытками.

Отсюда сразу же видно, что говорить о монополизме производителя базисных товаров можно с большой оговоркой, ибо мы видим, что, кроме внутривидовой, то есть между товарами одного вида, конкуренции, существует межвидовая конкуренция – конкуренция между всеми базисными товарами. А на этом рынке нет монополистов. Производитель базисного товара может получить сверхприбыль, вздувая цену, но за счет производителей других базисных товаров, которые, естественно, имеют ту же самую власть и не преминут ею воспользоваться, чтобы восстановить свое положение.

Итак, мы получаем еще одну особенность рынка базисных товаров. На рынке товаров ширпотреба главной является внутривидовая конкуренция, то есть конкуренция между товарами одного класса. Например, конкурируют между собой различные виды губных помад. Но нет никакой межвидовой конкуренции – губная помада с компьютером не конкуренты.

На рынке базисных товаров внутривидовая конкуренция, как правило, ослаблена. Даже если есть, к примеру, несколько энергетических компаний, то конкурировать им не приходится. Как правило, ввиду ограниченности, а то и единичности производителей базисных товаров одного вида они всегда в той или иной мере имеют сговор, даже если он и не зафиксирован официально.

Перейти на страницу: 1 2 3 4
 




Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.moneystylers.ru