Денежное обращение в эпоху перемен Откуда берутся деньги Частные деньги Делай деньги
Зачем нужна коммерческая тайна.

Коммерческая тайна - это не просто обычай ведения бизнеса. Это символ веры любого бизнесмена, неотъемлемая часть культа частного предпринимательства. Освящённый временем обычай прятать свой бизнес от посторонних глаз даёт лишнее подверждение тому факту, что удовлетворение потребностей покупателя, пришедшего на рынок товаров и услуг, является всего лишь побочной целью рыночного механизма. Главной же его целью, как доказал Карл Макрс, является удовлетворение потребности самого предпринимателя в получении наибольшей прибыли, неважно каким способом и какой ценой для общества в целом…

Недавно анналы Интернета пополнились такой душераздирающей историей:

В одной компьютерной фирме среднего пошиба была практика вкладывать в коробку с компьютером краткое описание его характеристик на простом языке - для продавцов (набрали чайников). И вот однажды врывается злобный клиент, с купленным намедни компьютером и требует немедленно вернуть деньги, демонстрируя бумажку, обнаруженную на дне коробки. Бумажка гласила: "Мать говно, видюха отстой. Впарить лоху".

В данном случае коммерческая тайна предприятия - реальные характеристики его товара - исконно русским невзначаем стала известна покупателю и вызвала его праведный гнев. Случай, конечно, курьёзный и из ряда вон выходящий, но если покопаться в сути, то можно сделать вывод, что коммерческая тайна - это весьма уважаемый обществом закон, по которому те, кого наёбывают, по закону не имеют права узнать, кто и как их наёбывает. Правомерность этого закона ещё ни разу не ставилось под вопрос, поскольку каждый всегда надеется быстрее, ловчее и глубже всех присунуть своему ближнему, и при этом уберечь от посягательства собственную уязвимую часть, тщательно сохраняя в тайне её диаметр, шаг резьбы и ориентацию в пространстве.

Можно конечно возразить, что соблюдение коммерческой тайны имеет и позитивную сторону. Что она необходима в конкурентной борьбе. Допустим, какая-то фирма нащупала хорошую ценовую стратегию и научилась дешевле закупать сырьё, дороже продавать свой товар и не спешит поделиться этими знаниями с конкурентами, а потому и желает сохранять в тайне суммы сделок.

Но производит ли эта компания самую лучшую продукцию по соотношению цены и качества? Ведь если целью рыночной экономики действительно является наилучшее и наиполнейшее удовлетворение потребностей покупателя, то конкуренция должна протекать в русле открытой борьбы за самый дешёвый и качественный товар, а не через нахрап торгашей, результаты которого нельзя афишировать перед публикой, чтобы не забросали камнями, ни тем более показывать конкурентам, чтобы они от ярости не оборзели и не начали поступать точно также.

Узаконенность и сакральность коммерческой тайны лишает честных бизнесменов возможности поймать нечистого на руку конкурента, который облапошил поставщика или покупателя или дал взятку властям чтобы уйти от налогов или проделал ещё какие-то грязные трюки, которые позволили ему получить больше прибыли чем в среднем по отрасли. Таким образом, конкуренты тоже вынуждены проделывать грязные трюки под покровом коммерческой тайны, если они хотят удержаться в бизнесе.

Скрывать честные сделки вообще нет никакой нужды. Ведь если ни одна сторона не злоупотребит доверием другой или недостатком её информированности, цена и условия любой сделки будут близки к средним по отрасли. Да и сама конкуренция на рынке будет не войной на уничтожение, а лишь постоянным сигналом о том, что надо держать себя в тонусе, не лениться и работать, если хочешь удержаться в бизнесе. А ведь более жёсткая конкуренция, по сути, и не нужна: она вызывает только проблемы, такие как безработица и социальная напряжённость.

А теперь допустим, что какая-то фирма сумела снизить издержки производства и за счёт этого может сбавить цену и при этом получать сверхприбыль. Если бы рынок действительно работал на благо покупателя, то инновация была бы подхвачена всей отраслью и обернулась большой экономией в целом по стране. Но у субъектов рынка совсем иные цели. Каждый из них пытается использовать технические инновации чтобы подмять под себя весь рынок и прогнать с него конкурентов. Поэтому инновации обречены навсегда оставаться коммерческой тайной, если только их не украдут конкуренты. В государстве с плановой экономикой такой проблемы, разумеется, не существует.

Перейти на страницу: 1 2
 




Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.moneystylers.ru